Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление. Креативность – это умение создавать что-то новое, отходя от традиционных или принятых схем мышления. С помощью креативного мышления мы можем генерировать новые идеи, действовать не так, как привыкли, и находить выходы из сложных ситуаций.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
Документы
Мероприятия
Дополнительная информация
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)
Национальные и международные исследования качества
Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022
Банк заданий по функциональной грамотности
Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования
Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников
Функциональная грамотность в современном образовании
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»
Курс повышения квалификации по формированию функциональной грамотности (16ч., бесплатно, по прохождении курса выдается сертификат)
Методические разработки
В рамках проекта Минпросвещения России "Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся" издательством "Просвещение" осуществлен выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности: